четверг, 19 марта 2015 г.

Воспитание доброжелательности второсклассников

Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребенка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, эмпатийности (сопереживания) в ребенке. Разумеется, методы такого воспитания в разные возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребенок старше, тем замаскированнее причина, тем большего родительского труда требует ее выявление. Далеко не каждый откроет причину своей физической или душевной боли. Очень часто родители могут получить обидную агрессивную реакцию на свою заботу: «Не лезь!», «Ничего не случилось!», «Не ваше дело!» То есть агрессивное поведение может быть направлено и не по адресу. Помните картинки Бидструпа о цепочке агрессий: человека обижает начальник, он – жену, она – ребенка, ребенок – собаку, собака кусает человека. Прервать цепочку гнева можно на любом этапе, и мы обязаны научить этому детей.
        Однако начать придется все-таки с себя, потому что мы не только самые первые источники гнева для ребенка, но еще и самый первый пример для него. Раздражительность, несдержанность, грубость в отношении детей, особенно когда никто не видит, – вот первый и более сильный источник агрессивности, чем все «Том и Джерри» вместе взятые. Нельзя воспитать в ребенке ни одного качества, не воспитав его предварительно в себе. У агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у детей, надо разобраться со своим собственным. «Кретин! Как он обгоняет?!» – бормочет папа за рулем, и это слово вместе с агрессивной реакцией уже в арсенале сидящего рядом сына. «Отстань, не видишь, я разговариваю с тетей?» – урок несправедливости не пройдет для ребенка даром, он посеял в нем гнев и семена агрессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий