Разбор слова по составу — основа грамотного письма. Не умея выделить
приставку, корень, суффикс, окончание, невозможно применять правила по
их написанию.Важно научиться правильно справляться со
сложной задачей — разбором слова.
Вообще, существует АЛГОРИТМ разбора слов по составу.
Рассмотрим этот алгоритм на примере слова выбегает.
1. Найдем окончание. Для этого изменим слово: выбегает - выбегают. Меняется -ет. Это окончание.
2. Выделим основу слова. Основа - это все слово без окончания, поэтому основа этого слова - выбега.
3. Далее выделяем корень слова. Для этого подбираем несколько однокоренных слов: бегун, бежать, бег. Корень - бег.
Сразу хочу заметить, что слова гуляла-гуляли, дом-дома и т.д. не
являются однокоренными. Это форма одного и того же слова, т.к. меняется
только окончание.
4. Выделяем приставку. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем. В данном слове приставка вы-.
5. Теперь выделим суффикс. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня. В слове выбегает суффикс а.
Проговаривая
данный алгоритм вслух на начальном этапе разбора слов по составу,
ребенок приобретает навык выполнения данной работы.
Самый трудный
этап в разборе слов по составу - это подбор однокоренных слов. Для того,
чтобы помочь ребенку подобрать однокоренные слова, надо задать ему
вопрос "От какого слова произошло это слово?" (снежный от слова снег,
дворник от слова двор и т.д.) Труднее детям ответить на этот вопрос,
если разбирается слово с приставкой. Например, к слову переходник дети подбирают слово переход.
Тогда продолжайте задавать вопрос "От какого слова произошло это
слово?" (переход-переходит-ходит). Таким образом Вы подобрали 4 слова и
нашли корень - ход.
Я постаралась подробно рассказать, как
помочь ребенку выполнить разбор слов по составу. Надеюсь, у наших детей
все получится. Удачи Вам!
С уважением Людмила Викторовна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий